14.05 ХИМ 10 класс
14.05
ХИМ 10 класс
Тема
: Повторяем материал, впереди 11 класс.
Цель:
ОВР.
Ход
урока :
В последующих уроках не будет заданий по
вариантам. Оценивание будет по типу : зачтено\ не зачтено. Главная цель
вспомнить некоторые моменты
ОВР
1. Для всех элементов в формулах делаем
расчёт степени окисления для всех элементов, а не выборочно. Пробуем применять
знания о верхнем и нижнем регистрах набора текста. Как правило , последний
элемент в формуле имеет – степень окисления. Она равно 8- номер группы для
элемента. Первый элемент , как правило, имеет + степень окисления, равную
валентности этого элемента по формуле. Для третьего считаем , исходя их того ,
что сумма степеней окисления всегда =0 .
2. В схеме электронного баланса для
простых двух атомных молекул сохраняем индекс.
В конце схемы этот индекс
становится коэффициентом. В этом задании коэффициенты не являются главным
критерием успешного выполнения задания – а сама схема.
Смотрим пример
Fe(OH)2 + O2 +
H2O = Fe(OH)3
Fe+2(O-2H+1)2 + O02 +
H+12O-2 =
Fe+3(O-2H+1)3
У железа + 2, потому, что в соединении
валентность 2 – на это указывает индекс после скобок.
В основаниях ( гидроксидах) водород
стоит последним, но степень окисления у него +1 ( это исключение из правила). Кислород , обычно) имеет степень окисления 0
ли -2. ( Очень редко -1, +2). В простых
веществах 0. После равно у железа +3 , потому что после скобок стоит 3, это его
валентность. Поменяли степень окисления
железо и кислород. Ошибочно часть
учеников сразу расставляют коэффициенты ( обычно это не сложно) и потом эти
коэффициенты тулят в схему баланса. Это неправильно. Теперь схема баланса :
Fe+2 - 1 е → Fe+3
| 4 |окисление, восстановитель
O02 +2*2е → 2O-2 | 1 | восстановление, окислитель
Для кислорода сохраняем индекс , так как
это простое вещество. Один атом кислорода принимает 2 электрона , но поскольку их два, поэтому электронов
будет 4= 2*2е .
Двойка после стрелки во второй строке перед кислородом из-=за того, что
до стрелки кислорода уже два ( из-за индекса).
Когда элемент отдаёт электроны – процесс
окисления. Дальше стандартно. Количества отданных и принятых электронов ставим
накрест. Эти числа и будут коэффициенты в уравнении. 4 и 1. 4 ставим к железу, 1 ставим к кислороду
( простому веществу)
4Fe+2(O-2H+1)2 + O02 + 2H+12O-2
= 4Fe+3(O-2H+1)3 После этого нужно проверить равенство
уравнения. Часто к другим веществам также нужно поставить коэффициенты, которые
не определяются схемой электронного баланса. Здесь ещё нужно поставить 2 к
воде.
Образец записи с ошибками.
Ca0
+
P0
= Ca+23
P-32 в простом уравнении сразу поставили
коэффициенты и дальше пошли ошибки
3Ca0 - 6е → 3Ca0|
6|1| окисление, восстановитель
2P0
+ 6е → P-32 |6|1| восстановление, окислитель.
Главный показатель ошибки – полученный числа
после сокращения 1 и 1 в уравнение не подходят. И непонятно откуда взялось 2 и
3, если в схеме их нет. А теперь правильный вариант
Ca0
+
P0
= Ca+23
P-32
Ca0
-
2е → Cа0| 3|
окисление, восстановитель
P0 + 3е → P-3
|2|
восстановление, окислитель
И после этого расставим коэффициенты
3Ca0 + 2P0
= Ca+23
P-32 и теперь всё сходится.
У нас всё-таки химия, и здесь чисто
математические понятия НУ СОШЛОСЬ ЖЕ – не проходят.
Для самостоятельного решения. Напоминаю –
желателен набор решения, в этом случае я смогу предметно указать на ошибки.
ОВР
Cu2O + H2 = H2O + Cu Al2O3 + Mg = MgO + Al
РИО CaCO3
+ HCl = Na2SiO3
+ HNO3 =
Ответ прислать в виде обычного файла ( Word), (название файла + текст в поле
тема 14.05 ХИМ 10 класс и ваша фамилия )
на электронный адрес fk-uran@bk.ru
до 20.00
14 мая
Комментариев нет:
Отправить комментарий