воскресенье, 28 февраля 2016 г.

ГИА 11 класс. Химия.

ГИА  11 класс. Химия.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к экзаменационным материалам
государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования
в 2015-2016 учебном году

ХИМИЯ

11 класс
ЗаданияГосударственной итоговой аттестации по химии составлены в соответствии стребованиями действующих программ по химии для 7-9 и 10-11 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
Каждый вариант экзаменационных заданийвключает семь тематических блоков: «Методы познания веществ и химических явлений»; «Экспериментальныеосновы химии»; «Вещество»; «Химическая реакция»; «Основы неорганическойхимии»; «Первоначальные представления об органических веществах»; «Химия и жизнь».

ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ВЫНОСЯТСЯ НА ГИА
ПО ХИМИИ В 11 КЛАССЕ

Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.
Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с химическими веществами.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание.  Приготовление растворов.  Получение кристаллов солей.  Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.


Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. ПостояннаяАвогадро. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Растворение. Растворы. Растворимость.
Растворение как физико-химический процесс. Истинные растворы. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.
Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Простые вещества (металлы и неметаллы).  Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическаясистема химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома.  Ядро (протоны, нейтроны) и электроны.  Изотопы.  Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.  Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.  Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p-, d-, f-элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. Основные положения теории химического строения органических соединений.

Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования.  Простые и кратные связи. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Химические реакции, закономерности их протекания
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы вещества в химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Понятие о скорости химических реакций, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Катализаторы. Особенности реакций в органической химии.
Электролиты и неэлектролиты.  Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Понятие о кислотно-основных индикаторах.
Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения энергии в химии. Экзо- и эндотермические реакции. Теплота сгорания.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Понятие об электролизе. Практическое применение электролиза.

ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Классификация неорганических соединений. Основные классы неорганических соединений и их свойства: оксиды, водородные соединения металлов и неметаллов, кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли.
Генетические связи между основными классами неорганических веществ.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Водородные и кислородные соединения галогенов, элементов группы VIA (подгруппа кислорода), группы VA (подгруппа азота) и группы IVA (подгруппа углерода). Благородные газы.
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот, физические и химические свойства, получение и применение.  Круговорот азота. Аммиак.  Соли аммония.    Оксиды азота (II и IV).  Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).  Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Металлы. Общая характеристика металлов. Восстановительные свойства металлов. Представление о ряде стандартных электродных потенциалов (электрохимическом ряде напряжений) металлов.
 Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Щелочные и щелочноземельные металлы, алюминий, железо, медь, цинк и их важнейшие соединения.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ    
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Углеводороды: алканы, алкены и алкадиены, алкины, арены. Представление о бутадиене-1,3 и стироле как исходных веществах для получения полимеров.
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Общее представление о нуклеиновых кислотах.
Высокомолекулярные соединения. Мономеры и полимеры. Полимеризация и поликонденсация. Каучуки, пластмассы, химические волокна.
Генетические связи между основными классами органических веществ.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье.  Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.  Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.  Бытовая химическая грамотность.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Вычисление массовой доли растворенного вещества.
Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления растворов.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества по известным массе, объему, количеству вещества одного из реагентов или продуктов.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из реагентов или продуктов реакции по массе, объему или количеству исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе, объему, количеству двух исходных веществ, если один из реагентов взят в недостатке.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из реагентов или продуктов реакции по массе, объему или количеству исходных веществ или продуктов на выход продукта реакции.
Вычисления по термохимическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из реагентов или продуктов реакции по массе, объему или количеству исходного вещества.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен знать / пониматьважнейшие химические понятия:
·                   вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная единица массы, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, постоянная Авогадро, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
·                   основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, объемных отношений, периодический закон;
·                   основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
·                   важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
·                    называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
·                    определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
·                    характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
·                    объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; применение веществ на основе их свойств;
·                    выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
·                    проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, ее представления в различных формах;
·                    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·                    объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
·                    определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
·                    экологически грамотного поведения в окружающей среде;
·                    оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
·                    безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения, с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
·                    приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
·                    критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Литература
1.                Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. - Изд.4-е, испр. и дополн. - Ростов н/Д: Легион, 2013. -496 с.- (Готовимся к ЕГЭ).
2.                ЕГЭ-2016.Химия: 50 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е.В. Савинкина, О.Г. Живейнова. - Москва: АСТ: Астрель, 2015. -319, с. – (Государственная итоговая аттестация).
3.                ЕГЭ. Химия: универсальный справочник / О.В. Мешкова. -М.: Эксмо, 2010. – 368 с. – (ЕГЭ.Универсальный справочник).
4.                Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.М. Радецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
5.                Задания для оценивания учебных достижений учащихся по неорганической химии. 10 класс: учебно-методическое пособие / И.Ю. Старовойтова, В.И. Науменко. – Донецк: Витоки, 2014. – 196 с.
6.                Задания для оценивания учебных достижений учащихся по органической химии. 11 класс: учебно-методическое пособие / И.Ю. Старовойтова, В.И. Науменко. – Донецк: Витоки, 2014. – 143 с.
7. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. -15-е изд. –М.: Просвещение,2011. -176 с.: ил.-ISBN 978-5-09-025532-5
8. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. -13-е изд. –М.: Просвещение,2009. -191 с.: ил.-ISBN 978-5-09-025532-5
 9. Химия. Орг. химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. -15-е изд. –М.: Просвещение,2012.-192 с.: ил.-ISBN 978-5-09-026516-4
 10. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. -14-е изд. –М.: Просвещение,2012.-159 с.: ил.-ISBN 978-5-09-026516-4
11. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. -М.: ООО «Издательство Новая волна»: Издатель Умеренков, 2002. -480 с.: ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий