вторник, 17 мая 2022 г.

11 класс 17 мая Сотвори себя сам

 11 класс   17 мая Сотвори себя сам 

17 мая 2022 года

Материал к классному часу  «Сотвори себя сам»

 

 

Рассказ – притча : "Давным-давно жил-был мудрый человек. Он всегда имел готовый ответ на любой вопрос. Однажды его ученик решил задать своему учителю такой трудный вопрос, на который тот не смог бы ответить. Ученик поймал бабочку, положил ее на ладонь и пошел к учителю. "Бабочка на моей ладони живая или мертвая? " - спросил ученик. При этом он подумал про себя: Если он скажет, что бабочка живая, я зажму ладонь сильнее, и она умрет. Если ответит, что мертвая , раскрою ладонь, и бабочка улетит. "Все в твоих руках, мой ученик," - ответил мудрый человек, посмотрев прямо в глаза собеседника. Это значит , что будущее каждого человека зависит от него самого.

 

I. Интересы и склонности. 

Учёные убеждают, что нет людей бесталанных, бесталанные те. кто не сумел развить свои способности. Большой знаток детей, Корней Чуковский считал, что к двадцати годам мы все были бы великими химиками, математиками или ботаниками, если в нас не ослабевало бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему. Однако важные спутники таланта не только любознательность, но и воля, терпеливый и длительный труд. «Гений это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». - считал изобретатель Г. Эдисон.

Способности могут проявляться очень рано. Так, с раннего детства Моцарт демонстрировал музыкальные способности. Паскаль математические. Русские художники Карл Брюллов и Александр Иванов поступили в Академию художеств в 9 и 11 лет. Творческая активность человека может сохраняться и до преклонного возраста: Лев Толстой работал до 82 лет. академик Иван Петрович Павлов до 87. Виктор Гюго до 83. Человек обладает огромными возможностями, главное уметь ими воспользоваться и развивать их. Способности не только обнаруживаются в деятельности, но и развиваются в ней.

Учёные утверждают: чтобы труд человека был творческим, необходимо соответствие его дела и способностей. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение и радость, способствует росту и усилению задатков, данных природой, совершенствует талант. Заниматься не своим делом тяжело. Человек теряет интерес и быстрее устаёт. Но как найти это своё дело? У некоторых их главная способность проявляется в раннем детстве. Обычно семья и школа стараются её развивать. Есть и множество других возможностей для приложения и развития способностей: кружки и студии, клубы по интересам, дома творчества. Старайтесь попробовать свои силы и возможности в разных видах деятельности. Главное уловить, вовремя нащупать своё призвание.

Целеустремленность - важнейшее качество для того, чтобы быть умным. Человек сам упражняет свои умственные качества. Многие великие люди добились высокого успеха благодаря таким качествам, как сильный дух и самовоспитание. Вот что написал Л.Толстой в своем дневнике: "Я подобен всем слабохарактерным людям и до такой степени ленивый, что лежание без дела для меня превратилось в непреодолимую привычку"

Проанализировав свой характер, он составил следующий план самовоспитания:

·           1. Выполнить назначенную работу, несмотря ни на что.

·           2. Если забудешь что-то, не надо искать это в книге, а лучше постараться вспомнить самому.

·           3. Все силы направлять на работу, регулярно думать, мыслить.

Великий русский педагог К.Ушинский тоже уделял внимание самовоспитанию. Его детство прошло в деревне. Сначала с мамой, а после ее смерти с заботливой и любящей мачехой. Мальчик плохо учился, проводил много времени на улице, придаваясь пустым мечтаниям и ничего не делая. Он не сумел избавиться от вредных привычек и воспитал в себе силу воли. Вставая рано утром делает домашние задания, много читает, изучает и, наконец, поступает учиться в Московский государственный университет.

К.Ушинский ставил перед собой е задания, которые он должен неотложно выполнять:

·           1. Вести себя спокойно

·           2. Быть прямым в словах и действиях

·           3. Выполнять работу обдуманно.

·           4. Быть смелым.

·           5. Не говорить о себе неуместно

·           6. Не тратить время на пустяки, заниматься только полезным делом.

·           7. Тратить деньги только на нужные и приносящие удовольствие

·           8. Каждый вечер анализировать свои действия и поступки.

·           9. Не хвастаться делами, которые сделаны, делаются и будут делаться.

Известный философ и математик Пифагор поставил перед собой цель придерживаться следующего правила:

 Не ложись спать, пока не сделаешь вывод о делах и поступках, которые совершил сегодня.

Великий русский писатель А.Чехов тоже придавал особое внимание самовоспитанию. В письме брату у него есть такие строки: "Нужно не переставая работать над собой, всю жизнь получать знания, изучать, иметь силу воли. Здесь дорог каждый час.."

К сожалению, не всегда и не у всех получается успешно решить эту проблему, но поиск себя и своего дела никому и не обещает быть лёгким. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, хорошо учиться и ждать, когда проявятся ваши способности, но как подсказывают примеры из жизни, лучше не стоять на месте, ведь «дорогу осилит идущий». Вспомните некоторые известные вам примеры. Живший две тысячи лет назад Демосфен был невероятно застенчивым и косноязычным. Его речь понимали с трудом. В результате долгих и упорных упражнений он стал величайшим оратором Греции. Вагнер узнал ноты только в двадцать лет, но он вошел в историю как крупнейший композитор. А. Эйнштейну трудно давалась физика, однако он не только изучил и понял ее, но и стал основоположником целого революционного переворота в физике. Все эти люди добились высоких целей в постоянной борьбе с самим собой, со своими недостатками.

 Вы - учитесь. Многие из вас столкнулись с большим объёмом изучаемого материала, с трудностью запоминания. Как облегчить себе учёбу? Для успешной учёбы в школе, а затем и в другом учебном заведении вам необходимо работать над развитием памяти, внимания, возможности которых огромны, работать с большим объёмом информации и отбирать нужное. Вот этому мы сегодня с вами и попробуем научиться.

II. Внимание.

Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным

                                                                                            С. Джонсон.

        Что такое внимание? Каждый знает, как важно при запоминании быть сосредоточенным. Сидя за столом, мы можем следить за содержанием книги, которую читаем или прислушаться к разговору, ведущемуся в соседней комнате. Такая сосредоточенность психической деятельности и есть внимание. Чем больше сосредоточенность, тем больше внимание.

        В истории  известен такой факт: Однажды Сократ решил принять участие в войне и присоединился к колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он пришёл в себя, выяснилось, что он простоял несколько часов, далеко отстав от войска.

Быть внимательным - значить следить за какими -то движениями; развивать внимательность - значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.

1.         Установка на сосредоточенное восприятие.

Ньютона спросили однажды, благодаря чему ему удалось открыть закон

всемирного тяготения. Великий физик ответил так: «Благодаря тому, что я

непрестанно думал об этом вопросе». Надо не избегать усилий, а заставить

себя сосредоточиться.

       Полезно создать хорошие условия для работы: известно, что Пушкину

хорошо писалось в деревне, в обстановке тишины и покоя.

Чрезвычайно требовательны были к рабочей обстановке Толстой,

Чайковский. Но не всегда, конечно, можно создать себе во время работы

тишину, устранить все причины, отвлекающие внимание. Наш совет:

создавайте себе благоприятные условия для работы, но не избегайте и усилий сосредоточиться  тогда, когда условий нет.

2.         Тренируйте своё внимание.

А.П.Чехов часто писал рассказы, находясь в гостях, во время громких

разговоров, причём он настолько сосредотачивался на своей работе, что

ничто не могло отвлечь его внимания.

3.         Развивайте наблюдательность.

Делать это надо постоянно: идёте по улице постарайтесь запомнить номера

машин, разговариваете с человеком – обратите внимание на детали его

одежды и т. д.

4.         Для мобилизации внимания во время работы важно уметь правильно отдыхать.

         Проводились такие опыты: испытывались свойства внимания после

получасового отдыха от умственной работы, проведённого в помещении, и

проведённого на воздухе. Оказалось, что у второй группы исследуемых

устойчивость внимания была в два раза выше.

Чёткий режим дня, занятия спортом воспитывают волю, тренируют внимание.

         Необходимо помнить, что лучший способ стать внимательным – это

никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно.

5. Лучшей способ развить внимание - научить себя быть внимательным к людям.

III. Память.

Примеры феноменальной памяти

         В своей повседневной жизни мы наблюдаем, что одни люди хорошо

запоминают события, номера телефонов, цифры, формулы и т. д., другие

хуже или не запоминают совсем. Про первых говорят, что у них хорошая память, про других – плохая. Но так ли это? Как оценить, хороша ли память человека? Какая бывает память у людей, и каковы возможности человеческой памяти? Эти вопросы интересуют не только учёных, но и каждого из нас. Обратимся к фактам.

         Историки утверждают, что персидский царь Кир, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 тысяч человек. Примерно такой же памятью на лица обладали Наполеон и Суворов. Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Трудно представить, что эти таблицы можно запомнить. Другой замечательный учёный академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз.

А великий русский шахматист Александр Алёхин мог играть по памяти с 30-40 партнёрами, он удерживал в памяти позиции фигур и тактику борьбы.

         Все вы знаете композиторов А.Н. Глазунова и С.В. Рахманинова, Моцарта. Они обладали исключительной музыкальной памятью. Для них достаточно было один раз услышать какое-либо произведение, чтобы потом воспроизвести услышанные мелодии.

       Великий русский художник Левитан рисовал пейзажи по памяти.

Мало кто знает удивительного скульптора Лину По. Она умерла в 1948 году, полностью потеряв зрение. Она лепила замечательные статуэтки, создала более 100 скульптур. Ей удавалось извлекать из памяти в полной сохранности, не упустив ни одной детали задуманного произведения и воплощать его на ощупь в натуре.

        Все эти люди имели феноменальную память. Понятно, что не все могут иметь такую память, лишь единицы. Но вот углубить, улучшить, расширить, разбудить скрытые в каждом возможности, достичь необычного для себя - это по плечу каждому.

Память и её виды

       У нашей памяти, словно у живого существа, свой характер, свои прихоти. Она может в течение долгих лет хранить какой-нибудь пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести, подшутить над нами: вдруг  у доски откажется вспомнить формулу или стихотворение, которое выучили всего день назад.

       Уже не одно столетие наука пытается разгадать секрет памяти. Было установлено, что проявление памяти  у человека возможно лишь благодаря работе головного мозга. Он включает 14 млрд. нервных клеток. Мы же используем 2-3 млрд., т.е. мы никогда, даже близко не подходим к границам наших возможностей и память используем на ничтожную долю своей мощности.

       Под памятью обычно понимают способность головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить и воспроизводить необходимые сведения.

Образная память - зрительные, слуховые, двигательные воспоминания. Образная память помогает запоминать и воспоминать природные явления, цвета, мелодии. Такая память очень развита у писателей, художников и артистов.

Эмоциональная память - память на чувства. Эмоциональная память у всех развита по разному. Про такую память режиссер К.Станиславский сказал: "Если вы при вспоминании своих поступков краснеете и бледнеете, значит, вы эмоциональный человек."

Логическая память помогает запомнить слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи. У одного ученого спросили про научную конференцию, проведенный 30 лет тому назад, он смог вспомнить всех участников конференции и даже то, что написано было на доске, но не смог вспомнить как одеты были участники конференции.

IV. Мышление.

Мышление - самая трудная для человека работа. Для ее выполнения необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.

Элементарный пример. То, что стены у коробки спичек шесть сторон, доказывать не надо - это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, - это из вас никто не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением не обладал. Тут познать истину вам помогает мышление.

Практическое задание.

·           1. Два рыбака вместе ловили 36 рыб. Сколько рыб ловил каждый рыбак, если первый рыбак поймал в 8 раз больше.

·           2. Имеются 2 кувшина емкостью 3л и 8л. Нужно набрать 7л воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами)

·           3. Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. Каждый раз он может перевезти только либо волка, либо козу, либо капусту. На одном берегу нельзя оставить вместе козу и волка, а также волка и капусту.

Как развивать мышление. 

·           1. Самый общий принцип известен: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда больше нечего сказать"

·           2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний

·           3. Мышление начинается с вопроса. Вопросам "почему?" и "как?" человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите ответы на них.

·           4. Сравнение близких по значению понятий - один из приемов развития мышления.

·           5. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления.

·           6. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих нестандартных, парадоксальных задач.

·           7. То, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому.

V.. Роль книги и чтения

 «Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела». Книги заставляют работать мозг. Они дают нам колоссальный, обширный и глубокий опыт жизни. Делают человека интеллигентным, развивают в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служат проводником в другие эпохи и к другим народам.

        А.И. Герцен назвал книгу «Духовным завещанием одного поколения другому».

       «Любите книгу … - советовал Алексей Горький, - она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру и к человеку».

       Народ сложил много пословиц и поговорок о влиянии книги, о её роли в жизни человека.

       «Испокон века книга растит человека», «С книгой жить – век не тужить», «Вслед за книгой – умом двигай», «Будешь книги читать – будешь всё знать».

       Каждому человеку книги нужны по-разному, одному больше, другому меньше. Но всему человечеству книги необходимы. Один человек может прожить без книг. Плохо, скучно, неинтересно, но может. А человечеству нет, потому, что нельзя без памяти.

        Книги – это память.

Сегодня, в век информатизации мы забыли о книге.

       Широко известны слова М Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Но великий писатель скромно умалчивает, что в своём идейном и нравственном росте не меньше он обязан и самому себе, своему таланту читателя: жадному и пытливому отношению к книге, умение брать от книг всё ценное. Читать надо умеючи. Вы знаете, что разная литература читается по-разному. Художественная литература требует глубокого и осмысленного чтения. Совсем  по-другому надо читать газетные и журнальные статьи. К ним применим метод скорочтения (или быстрочтения). Скорость чтения человека 130 слов в минуту. А вот в к/ф «Щит и меч» есть такой эпизод, в котором советский разведчик в считанные секунды пробегает  глазами две страницы машинописного текста и запоминает его. Зрителям всё это кажется недуманным, но это результат работы. Умением быстро читать обладали Пушкин, Чернышевский, Горький, Ленин. Многие из вас после соответствующих тренировок могут делать то же самое.

       Методика обучения основана на развитии при чтении памяти и внимания.

Как овладеть скорочтением?

Рекомендации.

1.        Сосредоточиться на том, что вы намерены читать.

2.        Водить глазами по странице сверху вниз, а не слева направо.

3.        Не проговаривать слова (чтобы чтение проходило только в основе зрительного восприятия).

4.        Охватывать группы слов за один взгляд, а не одно или два слова (т.е. читать сначала целыми фразами, а затем целыми строчками) старайтесь как можно реже останавливаться, чтобы повторно прочитать слово, фразу.

5.        Начинать надо с чтения небольших отрывков, постепенно увеличивая их объём. Обязательно записывайте, за какое время прочитали 2-3 страницы. Результаты, конечно же, будут. Но помните, что нельзя смешивать скорочтение и культуру чтения.

 Есть чтение – проникновение в прекрасное и есть  скорочтение – овладение растущим потоком информации.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий