среда, 27 октября 2021 г.

11 класс Внеурочный ИП

 11 класс Внеурочный ИП

 Тема : Типы вопросов в интеллектуальных играх. 

Для начала рассмотрим  типологию вопросов в популярных интеллектуальных играх

Она отличается от игры "ИКС", но главное подход ...

Основные типы интеллектуальных игр:

§ Викторины: текстовая («О, счастливчик», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг») или сюжетная («Полундра», «Колесо истории»);

§ Стратегии: ролевая (импровизационная: «Экспромт-театр» или сценарная «Яхта», экономическая («Менеджер»), боевая (шашки, шахматы).

В действительности интеллектуальных игр существует значительно больше, но получены они за счет комбинирования и компиляции основного материала, то есть, если хорошо разобраться в каждом из представленных ниже типов, то можно самостоятельно компоновать различные их элементы для получения собственных многообразных форм игр.

Викторина– форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на две группы – тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр. Участники отвечают на вопрос и получают оценку. Примеры игр этого типа: «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники», «Брейн-ринг» и др.
Сюжетные викторины – более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие. Организаторы придумывают какой-либо игровой сюжет. Применяются элементы театрализации, игра смотрится более живо, ярко и эмоционально. Примеры игр этого типа: «Полундра», «Колесо истории».

Стратегия– форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков.
В основе классификации стратегий лежит принцип доминирующего пути к успеху.
В боевой стратегии доминирующий путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы).
В экономической – через успешные приобретения и продажи («Менеджер»).
А в ролевой – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Театр-экспромт», «Яхта»).

Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, поэтому качественный подбор и составление вопросов – серьезная проблема для организаторов подобной деятельности.

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр:

  • Продуктивные
  • На сообразительность: «ответ в вопросе», «вопросы–шутки», «оригинально о банальном», «вопрос–подсказка»;
  • «Известное об известном»;
  • На логическое и ассоциативное мышление;
  • На «удачу»;
  • На «приближение»;
  • Условно допустимые
  • Воспроизводящие;
  • Воспроизводящие «с уловкой»;
  • Перечисление;
  • Недопустимые
  • Вопросы – розыгрыши;
  • Неэтичные вопросы.

Примеры вопросов и заданий разных типов для интеллектуальных игр.

Продуктивные
Вопросы на сообразительность.Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил свои мыслительные способности. Во время обсуждения подобных вопросов возникают занимательные и неожиданные версии и доводы, что усиливает интерес к игре.
Примеры:

  • Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось в этом возрасте? (Он стал английским королём, а так как был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчиков)
  • В начале 90-х годов XX века в Национальной хоккейной лиге появилась новая команда – «Могучие утки» из города Анахайм. Как в переводе на русский язык звучит название ледовой арены, построенной в этом городе? («Пруд»)

«Ответ в вопросе»
Интересная вариация вопросов на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Эти вопросы великолепно тренируют чутье игроков на верный ответ и умение вычленять необходимые сведения из представленной информации.
Примеры:

  • В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как мы сейчас называем отрубленную часть? (Рубль)
  • Представьте, что вы капитан космического корабля. В вашей команде 5 человек, им по 20 лет. Сколько лет всему экипажу? (5х20=100 + число лет капитана, т.е. человека, которому задан вопрос)

Вопросы – шутки
Это остроумные вопросы, где за внешней элементарной оболочкой, уводящей в сторону, и скрывается сущность.
Примеры:

  • Что случилось 30 февраля 1945 года? (30 февраля не существует)
  • Катится колесо, один угол у него красный, другой зеленый. Когда колесо докатится до края стола, какой угол у него будет сверху? (У колеса нет углов)
  • По чему бегают футболисты? (По полю)

«Оригинально о банальном»
Очень интересный вариант вопросов на сообразительность. Здесь на обычнейшие, известные всем вещи смотрят под непривычным углом. У игроков возникает всплеск эмоций, когда они мучаются над трудным вопросом, а ответ прост и почти очевиден.
Примеры:

  • Как назвать желудь, доживший до старости? (Дуб)
  • Это название носит акула вологодских рек. (Щука)
  • Он был сообщником арестованной представительницы царских кровей. (Волк. «…В темнице там царевна тужит, а серый волк ей честно служит»)

Вопрос–подсказка.
Подобные вопросы состоят из 3–5 намеков-подсказок на правильный ответ. Сначала ведущий говорит первую подсказку. Если команда отгадывает, то получает 5 баллов. В противном случае ведущий говорит вторую подсказку и т.д. Цена ответа с каждой попыткой уменьшается, а намеки, естественно, все прозрачней и прозрачней.
Примеры:
а) В давние времена правительницей этой страны была дочь Ярослава Мудрого.
б) У одной моей знакомой эта страна ассоциируется с вином «Сангрия»,
в) «Икарус» – хороший автобус. (Венгрия)

Вопросы типа «неизвестное об известном».Прекрасный тип вопросов для интеллектуальных игр. В них дается удивительная, занимательная, малоизвестная информация о простых вещах. Часто, выслушав такой вопрос, игроки предлагают самые невероятные версии. И каково же бывает их удивление, когда они узнают правильный ответ. Такие вопросы увеличивают интерес к игре и пополняют багаж знаний участников и зрителей.
Примеры:

  • Ударом хвоста он может свалить лошадь. (Крокодил)
  • В испанском и турецком языках, как и столетия назад, одно из значений этого слова – «искусство вправления вывихов». А для нас это раздел науки, которая никакого отношения к медицине не имеет. (Алгебра)

Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.Такие вопросы особенно интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать цепочку рассуждений. Это вопросы-задачи, вопросы-задания.
Примеры:

  • Лежат три спички, уберите из середины спичку, не трогая её. (Переложить крайнюю спичку на другую сторону, и средняя станет крайней.)
  • Расшифруйте строчку известной песни, если каждое ее слово заменено на противоположное по значению: «От футбола болеют ложные женщины». («В хоккей играют настоящие мужчины»)
  • В представленном ряду слов найдите лишнее: стол, бегемот, автомобиль, попугай.(Попугай, т.к. остальные слова обозначают понятия, имеющие четыре точки опоры.)

Вопросы «на удачу».Это вопросы с вариантами ответов, так называемые тестовые вопросы. Они хороши тем, что можно задавать самый заумный вопрос и у игрока есть шанс ответить правильно. Оптимальное количество вариантов от 3 до 5. Для усложнения можно добавить условие, что ни один из вариантов ответов может не являться правильным или верны сразу два варианта.
Примеры:
Дед Мазай мог сбегать за 40 верст:
– в Вологду;
– в Кострому;
– за автоматом Калашникова.

Вопросы «на приближение».Вопросы, ответы на которые очевидны, но точнее данные получить очень трудно. Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны. Побеждает та команда, которая даст самый близкий к истине ответ.
Примеры:
В Великом Устюге зарегистрирована наибольшая в Вологодской области глубина промерзания почвы. Она составляет… (126 см)

Условно допустимые

В этом разделе сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.

Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие вопросы).Данные вопросы – низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны только на память, практически не нуждаются в объяснении, на них невозможно ответить, используя сообразительность и логическое мышление. Допустимы только в играх с учебными целями, когда необходимо проверить уровень знаний. Все подобные вопросы должны задаваться лишь по пройденному материалу.
Примеры:

  • Когда началась Великая Отечественная война? (22 июля 1941 года)
  • Как зовут первого президента России? (Борис Николаевич Ельцин)

Комментариев нет:

Отправить комментарий