15 октября Интересная химия.
|
Как
древние алхимики искали рецепт бессмертия и пытались левитировать и какой была
алхимия в СССР? Рассказывает соавтор книги «Страдающее Средневековье»
Что такое алхимия и как она появилась — Алхимия — наука о
трансмутации, то есть о том, как превратить неблагородный металл в золото. При
этом на начальном этапе она занималась и тем, как обращать недрагоценные камни
в драгоценные, как красить поддельным пурпуром ткани. Единого времени возникновения
алхимии нет — в разных странах она
появилась в разное время. Самая древняя алхимия — китайская, зародившаяся в
IV–III веках до нашей эры. Чуть позже, незадолго до I века нашей эры, она
появилась и в эллинистическом Египте. В других регионах златоделие возникает в
Средние века: например, в Западной Европе — в VIII–XII веках. Есть разные подходы к
пониманию сущности алхимии. Долгие годы ученые рассматривали ее как протохимию,
зачаточную стадию химического знания, и как псевдонауку, потому что алхимия не
основывается на постулатах современной химии, а утверждает, что свинец или
ртуть можно превратить в золото. В конце XX — начале XXI веков ученые сошлись во мнении, что алхимию не стоит называть псевдонаукой или недонаукой, скорее это был определенный этап развития химии, а в некотором смысле и социокультурное явление. Ведь алхимия — не только руководство о том, как изменять металлы, но и натурфилософия, учение о природе, ее устройстве, месте человека в мире. Также в нее входят явления, которые в научную парадигму вписать просто нельзя — лечебная алхимия, магия, астрология, учение о том, как возвеличить свою душу и прийти к богу. Как ислам и христианство влияют на алхимию и
как с ней связана йога — Алхимия
находится на стыке ремесла, искусства и науки. Это объемное явление, которое в
разных регионах проявлялось по-разному. Алхимия была и христианская, и
исламская, и индийская (тесно связанная с индуизмом, джайнизмом и буддизмом), и
китайская (ориентирующаяся на даосизм, но иногда и на конфуцианство или
буддизм). Другими словами, она была тесно связана с религиями,
господствовавшими в регионах. Первоначально
европейская алхимия была рецептурной и повторяла греческие постулаты без
какого-либо духовного переосмысления. Но в XIV–XV веках она становится всё
более христианизированной — алхимические реагенты, посуда символически
связывались с какими-либо событиями христианской истории, с евангельскими
эпизодами. Например, философский камень сравнивался с Иисусом Христом, а четыре
стихии — с четырьмя евангелистами. В XVII–XVIII веках европейская алхимия
начинает заниматься не только способами изготовления философского камня, но и
непосредственно духовными поисками. Своя специфическая
алхимия сложилась и в Индии. Например, такие хорошо известные нам практики, как
хатха-йога, тантра, аюрведа, были бы немыслимы без алхимии. Индийская алхимия разделялась на
огромное количество практик, которые были связаны и с златоделием, и с
выздоровлением, и с продлением жизни, и с бессмертием, и с изготовлением
различных пилюль для обретения сверхспособностей — например, левитации или
невидимости. В исламской алхимии тоже была своя специфика. К примеру, очень распространенный в ней мотив — поиск сокровищ, которые можно обрести с помощью специальных зелий. Исламская алхимия была в меньшей степени мистической, но более направленной на производство каких-то конкретных веществ. Китайская же алхимия была преимущественно внутренней — с ее помощью пытались, например, гармонизировать энергию ци, обессмертить себя. Чем восточная алхимия отличается от западной и
как он попала из Египта в Европу — Как алхимия попала в
европейские страны, можно сказать однозначно. После того как арабы захватили
Египет и обнаружили там огромное количество трактатов на древнегреческом языке,
они начали их переводить и осваивать новые знания, в том числе и алхимию. Они
перевели много трудов, которые затем, в основном через испанских мавров, и
попали в Европу. Первый известный нам перевод арабской алхимической книги —
перевод труда Роберта Честерского, вышедший в 1144 году. Конечно, это не
отменяет того факта, что европейцы переводили и древнегреческие труды — они
появлялись в том числе из-за контактов с Византией. А также [переводили]
собственно византийские труды, наследовавшие древней традиции. Есть теории о том, что
алхимия попала в Египет из Китая, но тут прямых доказательств нет. Существует
несколько странных исследований, которые ссылаются на какие-то глиняные
таблички с рецептами на китайском, которые якобы были найдены на Лемносе. Но в
действительности серьезные ученые никак не продвинулись в изучении этого вопроса
и всё это очень сомнительно — даже само устройство алхимии китайской и алхимии
эллинистической показывает, что они кардинально отличаются друг от друга. В
Китае алхимия направлена на обретение бессмертия или на лечение болезней, а в
Египте — на обогащение или же на совершенствование души и постижение сущности
Бога. Кто такой Николя Фламель и почему современники
называли его алхимиком — История Николя
Фламеля очень интересна. В массовой культуре сегодня его помнят, конечно же,
из-за Джоан Роулинг — писательница упомянула его в «Гарри Поттере». Однако
представления о том, что он был алхимиком, возникли после его смерти: они были
связаны с тем, что Фламель нашел способ быстрого обогащения. Николя Фламель
заработал огромные деньги на продаже и перепродаже недвижимости, и уже его
современники задавались вопросом, как у него это получилось. Выдвигались
различные версии, в том числе и о том, что Фламель изобрел рецепт философского
камня — красного порошка, обладающего возможностью превращать металлы в золото. Имя Николя Фламеля начинает активно появляться в алхимических трактатах уже после его смерти — в XVII–XVIII веках. Дело в том, что алхимики очень часто подписывались чужими именами (это явление ученые называют псевдоэпиграфами). Мы знаем много алхимиков, которые выпускали труды под именами Сократа, Аристотеля, Платона или Моисея, Адама, Авраама. Так и автор знаменитой книги «Иероглифические фигуры» подписался известным именем Николя Фламеля. Труд стал очень популярным и влиятельным, и в какой-то мере благодаря ему имя алхимика дожило до наших дней. Какой была алхимия в России и чем европейские
алхимики занимались при царском дворе — В России алхимия
из-за сильного технологического отставания и малого количества рудников
появилась поздно — уже после монгольского ига — и была полностью переводной.
Добывать металлы начали при Иване III, а при Иване IV Грозном стали приглашать
алхимиков из-за рубежа. Например, тогда приехал Елисей Бомелий — известный
алхимик, отравитель и, как считают многие, психопат. При дворе он был то ли
аптекарем, то ли палачом. В конце XVI века в
Россию приглашали английского алхимика Джона Ди, в основном занимавшегося другими
оккультными науками — магией и астрономией. Однако он решил не приезжать. Зато
вместо него в XVII веке в Россию прибыл его сын — Артур Ди, которого здесь
называли Артемием Ивановичем. Он работал аптекарем царя Михаила Федоровича и
занимался в том числе алхимией. По возвращении в Англию Артемий Иванович
написал очень известный алхимический трактат. При Петре I и позднее
появилось большое количество последователей Парацельса, людей, которые увлекались
натурфилософией и спагирией (медицинской алхимией). Тогда же в России возникают
огромные алхимические библиотеки. В середине XVIII века появляется огромный
интерес к алхимии со стороны таких людей, как Николай Новиков и Семен Гамалея, активно
участвовавших в создании русских сообществ масонов и розенкрейцеров. В те годы
тайные общества в России налаживали связи с аналогичными организациями Германии
и других стран, получали оттуда литературу и переводили ее. Чем в СССР занимались эзотерические общества и
как алхимия оказалась в советском учебнике по химии — В раннем СССР было
много мистических обществ, например Орден Восточных тамплиеров,
масоны, розенкрейцеры. Все они обсуждали различные оккультные темы. В 1930-е
годы их репрессировали, и, казалось бы, эзотерики в России не осталось. Но алхимия дожила в
Советском Союзе до конца 1930-х годов в одной очень интересной книге —
«Занимательной химии» за авторством Владимира Рюмина. В ней он рассказывает про
различные опыты, которые можно сделать дома из подручных ингредиентов.
Неожиданно, но на страницах этой, в сущности, развлекательной книги, он
приводит рецепт изготовления «зеленого льва» — в алхимии этим словосочетанием
обозначался универсальный растворитель. Обычному читателю было абсолютно
непонятно, что этот образ был взят из средневековых трактатов. Рюмин никак не
комментирует свой рецепт: таким образом, в книжке про химию «для чайников»
появилась сложная аллюзия, рассчитанная на тех немногих, кто посвящен в секреты
алхимии. Возможно, автор и сам занимался ее изучением? Во вступительной части
Рюмин излагает стандартную для советских ученых позицию — критикует алхимиков,
пишет, что они были невеждами, занимались ерундой, хотя в какой-то степени и
содействовали развитию химической науки. При этом в конце книги он предлагает
добывать из воды золото, что, в сущности, тоже недалеко от алхимии, и отмечает,
что таким образом химическая наука сможет обогатить СССР. Если из воды можно
будет делать золото, оно обесценится, и капиталистический порядок рухнет.
Восторжествует коммунизм, и каждый пролетарий будет есть золотой ложкой! Это
достаточно любопытное преломление алхимических идей.
В 1960–1980-е годы в
СССР возникают различные законспирированные эзотерические сообщества. Самое
известное из них — Южинский кружок. В него входили такие люди, как Юрий
Мамлеев, Евгений Головин, Гейдар Джемаль, Александр Дугин. Посещая библиотеки,
исследуя там оккультные науки в закрытых отделах, они обсуждали свои успехи
дома у Мамлеева. В итоге многие из них написали свои — пусть и противоречивые —
труды по алхимии. Многие из них сегодня можно рассматривать исключительно как источники
— то есть как что-то близкое по смыслу к средневековым алхимическим трактатам. Существует ли алхимия сейчас и чем занимаются
эзотерические объединения — Безусловно, алхимия
существует и сегодня. Благодаря интернету и другим медиа доступ к информации
стал проще, теперь люди легко находят друг друга и объединяются. В сети можно
найти огромное количество сообществ по интересам, в которых их участники
пытаются повторить алхимические эксперименты. Причем это не только
эзотерические объединения, но и группы ученых и энтузиастов. Они проводят
эксперименты, которые записаны в алхимических книгах, например, Исаака Ньютона,
в оборудованных по последнему слову техники лабораториях — с научными целями. Я
знаком с такими специалистами и несколько раз посещал подобные собрания. Эзотерические
объединения вокруг алхимии тоже есть, и их большинство. Люди собираются вместе
и пытаются постичь какое-то древнее знание или создать философский камень,
спагирическое лекарство. Кроме того, есть люди, которые считают, что алхимия —
это просто метафора. Прежде всего это юнгианцы, последователи психоаналитика
Карла Юнга, который придумал учение, основанное на алхимической образности. По
его мнению, аллегории в алхимических трактатах — это отражение человеческой
психики, которая выплескивала свое внутреннее устройство, со всеми архетипами и
прочим, в сюжеты трактатов о златоделии. И поэтому они на самом деле не о
химических операциях, а о том, как устроен человек, о структуре его разума. Алхимия в практически
изначальном смысле есть в странах, где распространен традиционный уклад жизни.
В Китае или Индии вы запросто сможете найти школы или сообщества, практикующие
алхимию. Кроме того, во всех индийских аптеках продают аюрведические лекарства,
которые являются прямыми наследниками алхимических. Йога тоже в каком-то смысле
алхимия — йоги изначально стояли на голове не для оздоровления, а для
мистического процесса обессмерчивания. Так что алхимию можно найти в самых
неожиданных местах, об этом я пишу в своей новой книге «Алхимия: священное искусство»,
которая выйдет в следующем году. Поверьте, чем бы вы ни занимались в
современном мире — скорее всего, это как-нибудь связано или было связано с
алхимией. |
|
Райт также придает картине религиозный оттенок.
Алхимик становится на колени перед сияющим сосудом, протягивая руки в жесте,
аналогичном жесту, который использовал Эль Греко , когда писал Святого
Франциска, получающего Стигматы, или Святого Иеронима в молитве. Бенедикт
Николсон сравнивает свою позу с позой одного из учеников Христа, принимающего
причастие. Он считает, что макет картины, возможно, был взят из картины
алхимика Томаса Вейка (слева), на которой также есть похожие своды, путаница
предметов и подобный помощник, которого выделяет легкий. Эта картина прошлого
века выставлялась в Лондоне при жизни Райта. Однако из эскиза товарища Райта,
Питера Переса Бурдетта , видно, что он оказал сильное влияние на дизайн. Его
набросок от 4 февраля 1771 года показывает свод и план картины со стеклянной
тарой в центре внимания. Это Бёрдетт говорит, где разместить фигуру на картине,
и Бёрдетт уже сослался на Райта на Мэтью Тернера , чтобы Райт мог полностью
понять науку, лежащую в основе картины.Википедия site:wikiboard.ru
С момента своей выставки в 1771 году картина вызвала
множество противоречивых интерпретаций. Его тайна явно беспокоила зрителей
18-го века, и хотя Райт был всемирно признанным художником, картина не была
продана, когда он впервые выставил ее. Картина путешествовала с Райтом в Италию
в 1773–1775 годах, вернулась в Англию, была переработана в 1795 году, но была
продана только через четыре года после его смерти, когда его имущество было
продано на аукционе Christie's .Википедия
site:wikiboard.ru |
Комментариев нет:
Отправить комментарий