среда, 7 декабря 2016 г.

Задания по олимпиаде для 11 класса

11 класс задания по олимпиаде по биологии.
Попробуйте решить и прислать ответы на электронный адрес fk-uran@bk.ru




11класс
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в Республиканскойолимпиаде по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
Удачи вам!

Часть І.Тестовые задания, требующие одного правильного ответа из четырёх предложенных.
1. Назовите растение, которое относится к низшим растениям:
a) хвощ полевой
б) мох сфагнум
в) водоросль фукус
г)папоротник орляк
2. Как называется плод фасоли:
a) семянка
б) орех
в) боб
г) стручок
3. У каких растенийв процессе эволюции появились плоды и цветки:
a) голосеменные
б) покрытосеменные
в) папоротники
г) водоросли
4. Какие организмы по способу питания НЕ являются фототрофами:
а) цианобактерии
б) красные водоросли
в) грибы
г) зелёные водоросли
5. К какому семейству относится кукуруза:
а) злаковые
б) бобовые
в) губоцветные
г) астровые
6. Какой тип симметрии характерен для гидры пресноводной:
а) радиальная
б) асимметрия
в) сферическая
г) двусторонняя
7.Выберите тип кровеносной системы дождевого червя:
а) замкнутая
б) незамкнутая
в) частично замкнутая
г) отсутствует
8. Из перечисленных водных животных выберите биофильтратор:
а) большой прудовик
б) гидра пресноводная
в) беззубка
г) паук-серебрянка
9. Кто из перечисленных хордовых животных имеет постоянную температуру тела:
а) дельфин
б) крокодил
в) акула
г) черепаха
10.Наибольшее количество извилин в коре головного мозга среди млекопитающих имеют:
а) грызуны
б) насекомоядные
в)парнокопытные
г) хищники
11.Какая биологическая наука изучает строение и функции клеток:
а) анатомия
б) цитология
в) физиология
г) гигиена
12.Возбудимость и проводимость – это свойства ткани:
а) нервной
б) эпителиальной
в) мышечной
г) соединительной
13.Какая из перечисленных тканей НЕ относится к разновидностям соединительной ткани:
а) лимфа
б) кровь
в) костная
г) железистая
14.Позвоночный столб человека, как правило, образован:
а) 31 позвонком
б) 32 позвонками
в) 33-34 позвонками
г) 43 позвонка
15.Выберите кости, которые соединены между собой суставами:
а) рёбра и грудина
б) кости черепа
в) верхняя челюсть и скуловая кость
г) нижняя челюсть и височная кость
16.Какое заболевание развивается при недостатке витамина D:
а) гемофилия
б) рахит
в) куриная слепота
г) кариес
17.При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:
а) кислорода
б) углекислоты
в) минеральных солей
г) все варианты верны
18.Главную роль в иммунной защите организма играют:
а) плазма крови
б) сыворотка крови
в) лейкоциты
г) тромбоциты
19.Причиной нарушения свёртываемости крови может быть недостаток:
а) ионов Са
б) витамина К
в) протромбина
г) все варианты верны
20.К социальным факторам развития человека относится:
а) борьба за существование
б) наследственность
в) трудовая деятельность
г) генная инженерия
21.Какие железы относятся исключительно к эндокринной системе:
а) печень
б) поджелудочная железа
в) надпочечники
г) сальные железы
22.Какая оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:
а) кислая
б) щелочная
в) нейтральная
г) любая
23.Действием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы является:
а) повышение АД
б) расширение зрачков
в) понижение АД
г) замедление перистальтики
24.В состав какого вещества входят атомы железа:
а) тироксин
б) гемоглобин
в) инсулин
г) целлюлоза
25.Полисахариды в своём составе НЕ содержат:
а) азот
б) серу
в) карбоксильные группы
г) все ответы верны
26.Какой компонент отсутствует в структуре РНК:
а) оксирибозу
б) дезокрибозу
в) урацил
г) аденин
27.Нитевидные молекулы белка, способные укорачиваться и растягиваться, выполняют функцию:
а) транспортную
б) двигательную
в) сигнальную
г) структурную
28.Определите, какая аминокислота будет в белке, если в молекуле ДНК вместо триплета ААА содержится триплет АГА:
а) метионин
б) серин
в) треонин
г) лизин
29.Какая структура клетки регулирует её размножение, рост и развитие:
а) рибосомы
б) ядро
в) клеточный центр
г) лизосомы
30.Клеточная мембрана состоит из:
а) моносахаридов
б) билипидного слоя со встроенными белками
в) двух слоёв белков и слоя липидов
г) одного слоя фосфолипидов
31. Какое количество гамет образуется у особи с генотипом AaBb:
а) 3
б) 2
в) 4
г) 1
32. Какое количество возможных генотипов может быть при скрещивании Aa×Aa:
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
33.Определите генотипы родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 75% жёлтых семян и 25% зелёных:
а) АА×аа
б) Аа×Аа
в) АА×АА
г) Аа×аа
34.Человек с генотипом AORh+rh-имеет следующий фенотип:
а) первая группа крови, резус отрицательный
б) вторая группа крови, резус положительный
в) первая группа крови, резус положительный
г) вторая группа крови, резус отрицательный
35.Укажите генотип женщины, которая передаст ген дальтонизма своим сыновьям:
б) Dd
б) XDXD
б) XDXd
б) XD Y

Часть ІІ.Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.

1. Выберите бактерии, которые являются возбудителями болезней: 1) чума, 2) холера, 3) амёбная дизентерия, 4) оспа, 5) туберкулёз.
a) 1,2,3
б) 1,2,5
в) 2,3,4
г) 2,3,5

2. Грибы по способу питания могут быть: 1) автотрофами, 2) хемотрофами, 3) сапротрофами, 4) паразитами, 5) хищниками.
a) 1,3,4
б) 1,3,5
в) 3,4
г) 3,4,5

3. Из перечисленных растений настоящий плод ягода характерен для:1) земляники, 2) огурца, 3) томата, 4) картофеля, 5) вишни.
а) 1,4
б) 3,4
в) 2,3,4
г) 1,2,3

4. Боковая линия на разных стадиях развития имеется у представителей: 1) рыб, 2) земноводных, 3) пресмыкающихся, 4) птиц, 5) млекопитающих.
а) 1,2
б) 1,2,3
в) 2,3
г) 2,3,4

5. Бесполое размножение путём почкования или отрыва частей тела встречается у: 1) гидры, 2) круглых червей, 3) кольчатых червей, 4) моллюсков, 5) иглокожих.
а) 1,2,5
б) 3,4,5
в) 2,3,5
г) 1,3,5

6. Четырёхкамерное сердце встречается у представителей класса: 1) костные рыбы, 2) амфибии, 3) рептилии, 4) птицы, 5) млекопитающие.
a) 1,2,4
б) 1,2,3
в) 2,4,5
г) 3,4,5

7. В основе скелета туловища – позвоночнике – выделяют следующие отделы: 1) поясничный, 2) грудной, 3) копчиковый, 4) шейный, 5) плечевой пояс.
a) 1,2,3,4,5
б) 1,2,3,4
в) 1,2,3
г) 1,3,5

8. Выберите заболевания или нарушения опорно-двигательной системы: 1) анемия, 2) плоскостопие, 3) венозное кровотечение, 4) сколиоз, 5) вывих.
a) 1,3
б) 1,2,3,4
в) 2,4,5
г) 2,3,4,5

9.В большинстве своём эритроциты человека разрушаются в: 1) печени, 2) селезёнке, 3) красном костном мозге, 4) жёлтом костном мозге, 5) желудке.
а) 1,2
б) 1,5
в) 2,5
г) 3,4

10. Для осуществления свёртывания крови необходимы вещества:1) калий, 2) кальций, 3) протромбин, 4) фибриноген, 5) гепарин.
а) 1,2,3
б) 2,3,4
в) 2,3,5
г) 2,4,5

11. Какие химические элементы являются органогенными: 1) Fe, 2) Na, 3) O, 4) N, 5) H.
а) 1,4,5
б) 2,3,4
в) 3,4,5
г) 2,4,5

12. В биологической лаборатории студенты изучают биополимеры. Какие органические вещества являются объектом их исследований:1) крахмал, 2) молочный жир, 3) яичный белок, 4) холестерин, 5) гликоген.
а) 3,4,5
б) 1,3,5
в) 2,3,4
г) 1,4,5

13. Листовые овощи – это лучший источник:1) белков, 2) жиров, 3) углеводов, 4) эндогенной воды, 5) кальция.
а) 1,2,3,4,5
б) 4,5
в) только 3
г) 2,3,4,5

14. Выберите характеристики белков: 1) состоят из аминокислот, 2) бывают заменимыми и незаменимыми, 3) формируют иммунитет, 4) способны денатурировать, 5) в строении есть дисульфидные мостики.
а) 1,2,3,4,5
б) 2,3,4,5
в) 1,3,4,5
г) 1,2,4,5

15. В клетках эукариот ДНК находится в: 1) цитоплазме, 2) ядре, 3) митохондриях, 4) лизосомах, 5) рибосомах.
а) 1,2,3,4
б) 1,2,3,5
в) 2,3
г) 2,5

16. Какие законы сформулировал Грегор Мендель: 1) закон сцепленного наследования, 2) закон единообразияF1, 3) закон расщепления признаков, 4) закон независимого наследования признаков, 5) закон гомологических рядов.
а) 2,3,4
б) 1,2,3
в) 1,2,3,4
г) 1,3,4

17. Выберите характеристики ІІІ закона Г. Менделя: 1) закон расщепления, 2) закон независимого наследования признаков, 3) дигибридное скрещивание, 4) расщепление в соотношении 3:1, 5) АаВв×АаВв.
а) 1,3,4,5
б) 2,3,4
в) 2,4,5
г) 2,3,5

18. У человека сцеплены с полом следующие признаки: 1) дальтонизм, 2) гемофилия, 3) цвет глаз, 4) альбинизм, 5) кучерявость волос.
а) 1,2,3,4,5
б) 3,4,5
в) 1,2
г) 2,3,4

19. Выберите характеристики мужских половых клеток – сперматозоидов: 1) образуется большое количество, 2) имеют длинный хвост, 3) мало питательных веществ в цитоплазме, 4) намного меньших размеров по сравнению с яйцеклеткой, 5) имеют акросому.
а) 2,3,4,5
б) 1,2,3,4
в) 1,3,4,5
г) 1,2,3,4,5

20. Выберите формы полового размножения: 1) почкование, 2) деление клетки надвое, 3) партеногенез, 4) конъюгация, 5) отдельными частями тела (фрагментация).
а) 3,4
а) 1,3,4
а) 2,3,4
а) 4,5


Часть ІІІ.Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.
1. Плауны, хвощи и папоротники относятся к высшим споровым растениям.
2.У можжевельника плод ягода.
3. Растения могут размножаться как половым, так и бесполым путём.
4. Вольвокс – это многоклеточная зелёная водоросль.
5. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений участвуют два спермия.
6. Для представителей класса Ракообразные характерно жаберное дыхание.
7. Земноводные получают кислород через лёгкие и кишечник.
8. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
9. В строении шейного отдела позвоночника у жирафа и крота одинаковое количество шейных позвонков.
10. У млекопитающих плохо развита кора больших полушарий.
11. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
12. Вены – это кровеносные сосуды, по которым течёт только венозная кровь.
13. Для обеспечения нормального свертывания крови необходимы только тромбоциты
14. Сердечные клапаны обеспечивают односторонний поток крови из предсердий в желудочки, и из них в аорту и в лёгочную аорту.
15. Люди, перенёсшие в детстве корь или коклюш, обязательно заболевают этими болезнями повторно.
16. Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот.
17. Первичная структура белка имеет вид спирали с одинаковыми витками.
18. Как правило, организм не синтезирует витамины, а получает их в готовом виде извне.
19. Роберт Гук – это автор клеточной теории.
20. В вакуолях растительных клеток запасаются питательные вещества.
21. В половых клетках содержится набор хромосом =n
22. Результатом овогенеза является образование четырёх полноценных диплоидных яйцеклеток.
23. Гены одной хромосомы образуют сцепление.
24. У человека женский пол по хромосомному набору является гомогаметным.
25. У большинства раздельнополых организмов пол будущей особи определяется в момент оплодотворения.

Часть IV.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности.
1. Установите соответствие между структурами или органами и организмом, которому они присущи.
Орган
А. ЧечевичкиЕ. Побег
Б. Межклетники                              Ж. Лёгочные мешки
В. Полость тела                                З. Генеративная почка
Г. Жабры                                           И. Головогрудь
Д. Устьица                                         К. Брюшная нервная цепочка
Организм
1. Растения
2. Животные



2. Рассмотрите внимательно рисунок 1, на котором изображена система кровообращения человека. В бланк ответов впишите названия структур, которые обозначены цифрами 1-8. Как называются элементы замкнутой сердечно-сосудистой системы, обозначенные цифрами 9-10?

3. Установите соответствие между названиями углеводов и их характеристиками.
Углевод
А. Сахароза
Б. Лактоза
В. Мальтоза
Г. Глюкоза
Д. Крахмал
Характеристика
1. Состоит из остатков глюкозы и фруктозы. Больше содержится в сахарной свекле.
2. Моносахарид – первичный источник энергии в клетке.
3. Высокомолекулярный полисахарид. В больших количествах запасается в клубнях картофеля.
4. Состоит из глюкозы и галактозы. Источник энергии для новорождённых млекопитающих.
5. Состоит из двух молекул глюкозы. Входит в состав гликогена.

4. Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой.
Генотип
А. Гомозиготный
Б. Гетерозиготный

Характеристика
1. Образует два типа гамет.
2. Наличие двух доминантных аллелей гена.
3. Наличие доминантной и рецессивной аллели гена.
4. Образует один тип гамет.
5. Даёт расщепление признаков у потомков.

Часть V.Рассмотрите внимательно наследование комолости (безрогости) и рогатости у коров.




По предложенной схеме наследования определите:
1) какой признак доминирует – комолость или рогатость;укажите, на основании какого генетического закона вы определили доминантный и рецессивный признак;
2)определите генотип Р, F1, F2;
3)какая гипотеза позволила вам определить генотип Р;
4) укажите, на основании какого генетического закона вы определили генотип F2;
5) запишите схему скрещивания, используя традиционные генетические символы;
6) определите, каких животных нужно скрещивать зоотехникам, чтобы в стаде иметь минимум рогатых.





Комментариев нет:

Отправить комментарий