11 класс задания по олимпиаде по биологии.
Попробуйте решить и прислать ответы на электронный адрес fk-uran@bk.ru
Попробуйте решить и прислать ответы на электронный адрес fk-uran@bk.ru
11класс
Дорогие ребята!
Поздравляем
вас с участием в Республиканскойолимпиаде по биологии. Отвечая на вопросы и
выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют
применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и
творческого подхода.
Удачи вам!
Часть
І.Тестовые задания,
требующие одного правильного ответа из четырёх предложенных.
1. Назовите растение, которое
относится к низшим растениям:
|
|||
a) хвощ полевой
|
б)
мох сфагнум
|
в)
водоросль фукус
|
г)папоротник
орляк
|
2.
Как называется плод фасоли:
|
|||
a) семянка
|
б) орех
|
в) боб
|
г) стручок
|
3. У каких растенийв процессе эволюции появились плоды и
цветки:
|
|||
a) голосеменные
|
б) покрытосеменные
|
в)
папоротники
|
г) водоросли
|
4. Какие
организмы по способу питания НЕ являются фототрофами:
|
|||
а) цианобактерии
|
б) красные водоросли
|
в) грибы
|
г) зелёные водоросли
|
5. К какому семейству относится кукуруза:
|
|||
а) злаковые
|
б) бобовые
|
в) губоцветные
|
г) астровые
|
6. Какой тип симметрии
характерен для гидры пресноводной:
|
|||
а) радиальная
|
б)
асимметрия
|
в)
сферическая
|
г)
двусторонняя
|
7.Выберите тип кровеносной
системы дождевого червя:
|
|||
а)
замкнутая
|
б)
незамкнутая
|
в)
частично замкнутая
|
г) отсутствует
|
8.
Из перечисленных водных животных выберите биофильтратор:
|
|||
а) большой
прудовик
|
б)
гидра пресноводная
|
в)
беззубка
|
г)
паук-серебрянка
|
9. Кто
из перечисленных хордовых животных имеет постоянную температуру тела:
|
|||
а)
дельфин
|
б)
крокодил
|
в)
акула
|
г)
черепаха
|
10.Наибольшее количество
извилин в коре головного мозга среди млекопитающих имеют:
|
|||
а) грызуны
|
б) насекомоядные
|
в)парнокопытные
|
г)
хищники
|
11.Какая биологическая наука
изучает строение и функции клеток:
|
|||
а) анатомия
|
б) цитология
|
в) физиология
|
г) гигиена
|
12.Возбудимость и проводимость
– это свойства ткани:
|
|||
а) нервной
|
б) эпителиальной
|
в) мышечной
|
г) соединительной
|
13.Какая из перечисленных
тканей НЕ относится к разновидностям соединительной ткани:
|
|||
а) лимфа
|
б) кровь
|
в) костная
|
г) железистая
|
14.Позвоночный столб человека,
как правило, образован:
|
|||
а) 31 позвонком
|
б) 32 позвонками
|
в) 33-34 позвонками
|
г) 43 позвонка
|
15.Выберите кости, которые
соединены между собой суставами:
|
|||
а) рёбра и грудина
|
б)
кости черепа
|
в) верхняя челюсть и скуловая
кость
|
г) нижняя челюсть и височная
кость
|
16.Какое заболевание
развивается при недостатке витамина D:
|
|||
а) гемофилия
|
б) рахит
|
в) куриная слепота
|
г) кариес
|
17.При малокровии ткани тела
человека испытывают недостаток:
|
|||
а) кислорода
|
б) углекислоты
|
в) минеральных солей
|
г) все варианты верны
|
18.Главную роль в иммунной
защите организма играют:
|
|||
а) плазма крови
|
б) сыворотка крови
|
в) лейкоциты
|
г) тромбоциты
|
19.Причиной нарушения
свёртываемости крови может быть недостаток:
|
|||
а) ионов Са
|
б) витамина К
|
в) протромбина
|
г) все варианты верны
|
20.К социальным факторам
развития человека относится:
|
|||
а)
борьба за существование
|
б) наследственность
|
в)
трудовая деятельность
|
г) генная инженерия
|
21.Какие железы относятся исключительно
к эндокринной системе:
|
|||
а)
печень
|
б)
поджелудочная железа
|
в)
надпочечники
|
г) сальные железы
|
22.Какая оптимальная среда для
высокой активности желудочных ферментов:
|
|||
а)
кислая
|
б) щелочная
|
в)
нейтральная
|
г) любая
|
23.Действием парасимпатического
отдела вегетативной нервной системы является:
|
|||
а)
повышение АД
|
б) расширение зрачков
|
в)
понижение АД
|
г)
замедление перистальтики
|
24.В состав какого вещества
входят атомы железа:
|
|||
а)
тироксин
|
б) гемоглобин
|
в)
инсулин
|
г) целлюлоза
|
25.Полисахариды в своём составе
НЕ содержат:
|
|||
а)
азот
|
б) серу
|
в)
карбоксильные группы
|
г) все ответы верны
|
а)
оксирибозу
|
б) дезокрибозу
|
в)
урацил
|
г) аденин
|
27.Нитевидные молекулы белка,
способные укорачиваться и растягиваться, выполняют функцию:
|
|||
а)
транспортную
|
б) двигательную
|
в)
сигнальную
|
г) структурную
|
28.Определите, какая
аминокислота будет в белке, если в молекуле ДНК вместо триплета ААА содержится
триплет АГА:
|
|||
а)
метионин
|
б) серин
|
в)
треонин
|
г) лизин
|
29.Какая структура клетки
регулирует её размножение, рост и развитие:
|
|||
а)
рибосомы
|
б) ядро
|
в)
клеточный центр
|
г) лизосомы
|
30.Клеточная мембрана состоит
из:
|
|||
а)
моносахаридов
|
б) билипидного слоя со
встроенными белками
|
в)
двух слоёв белков и слоя липидов
|
г)
одного слоя фосфолипидов
|
31. Какое количество гамет
образуется у особи с генотипом AaBb:
|
|||
а) 3
|
б) 2
|
в) 4
|
г) 1
|
32. Какое количество возможных
генотипов может быть при скрещивании Aa×Aa:
|
|||
а) 1
|
б) 2
|
в) 3
|
г) 4
|
33.Определите генотипы
родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 75% жёлтых
семян и 25% зелёных:
|
|||
а) АА×аа
|
б) Аа×Аа
|
в) АА×АА
|
г) Аа×аа
|
34.Человек с генотипом AORh+rh-имеет следующий фенотип:
|
|||
а) первая группа крови, резус
отрицательный
|
б) вторая группа крови, резус
положительный
|
в) первая группа крови, резус
положительный
|
г) вторая группа крови, резус
отрицательный
|
35.Укажите генотип женщины,
которая передаст ген дальтонизма своим сыновьям:
|
|||
б) Dd
|
б) XDXD
|
б) XDXd
|
б) XD
Y
|
Часть
ІІ.Тестовые задания
с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного
множественного выбора.
1. Выберите бактерии,
которые являются возбудителями болезней: 1) чума, 2) холера, 3) амёбная
дизентерия, 4) оспа, 5) туберкулёз.
|
||||
a) 1,2,3
|
б) 1,2,5
|
в) 2,3,4
|
г) 2,3,5
|
|
2. Грибы по способу
питания могут быть: 1) автотрофами, 2) хемотрофами, 3) сапротрофами, 4) паразитами,
5) хищниками.
|
||||
a) 1,3,4
|
б) 1,3,5
|
в) 3,4
|
г) 3,4,5
|
|
3. Из перечисленных растений настоящий плод ягода
характерен для:1) земляники, 2)
огурца, 3) томата, 4) картофеля, 5) вишни.
|
||||
а)
1,4
|
б) 3,4
|
в) 2,3,4
|
г) 1,2,3
|
|
4. Боковая линия на разных стадиях развития имеется у
представителей: 1) рыб, 2) земноводных, 3) пресмыкающихся, 4) птиц, 5)
млекопитающих.
|
||||
а) 1,2
|
б) 1,2,3
|
в) 2,3
|
г) 2,3,4
|
|
5. Бесполое размножение путём почкования или отрыва частей
тела встречается у: 1) гидры, 2) круглых червей, 3) кольчатых червей, 4)
моллюсков, 5) иглокожих.
|
||||
а) 1,2,5
|
б) 3,4,5
|
в) 2,3,5
|
г) 1,3,5
|
|
6. Четырёхкамерное сердце встречается у представителей
класса: 1) костные рыбы, 2) амфибии, 3) рептилии, 4) птицы, 5) млекопитающие.
|
||||
a) 1,2,4
|
б) 1,2,3
|
в) 2,4,5
|
г) 3,4,5
|
|
7. В основе скелета туловища – позвоночнике – выделяют
следующие отделы: 1) поясничный, 2) грудной, 3) копчиковый, 4) шейный, 5)
плечевой пояс.
|
||||
a) 1,2,3,4,5
|
б) 1,2,3,4
|
в) 1,2,3
|
г) 1,3,5
|
|
8. Выберите заболевания или нарушения опорно-двигательной
системы: 1) анемия, 2) плоскостопие, 3) венозное кровотечение, 4) сколиоз, 5)
вывих.
|
||||
a) 1,3
|
б) 1,2,3,4
|
в) 2,4,5
|
г) 2,3,4,5
|
|
9.В большинстве своём
эритроциты человека разрушаются в: 1)
печени, 2) селезёнке, 3) красном костном мозге, 4) жёлтом костном мозге, 5)
желудке.
|
||||
а) 1,2
|
б) 1,5
|
в) 2,5
|
г) 3,4
|
|
10. Для осуществления свёртывания крови необходимы
вещества:1) калий, 2) кальций, 3) протромбин, 4) фибриноген, 5)
гепарин.
|
||||
а) 1,2,3
|
б) 2,3,4
|
в) 2,3,5
|
г) 2,4,5
|
|
11.
Какие химические элементы являются органогенными: 1) Fe, 2) Na, 3) O, 4) N, 5) H.
|
||||
а) 1,4,5
|
б) 2,3,4
|
в) 3,4,5
|
г) 2,4,5
|
|
12. В биологической лаборатории студенты изучают
биополимеры. Какие органические вещества являются объектом их исследований:1) крахмал, 2) молочный
жир, 3) яичный белок, 4) холестерин, 5) гликоген.
|
||||
а) 3,4,5
|
б) 1,3,5
|
в) 2,3,4
|
г) 1,4,5
|
|
13. Листовые овощи – это лучший источник:1) белков, 2) жиров,
3) углеводов, 4) эндогенной воды, 5) кальция.
|
||||
а) 1,2,3,4,5
|
б) 4,5
|
в) только 3
|
г) 2,3,4,5
|
|
14. Выберите характеристики белков: 1) состоят из аминокислот, 2) бывают заменимыми и
незаменимыми, 3) формируют иммунитет, 4) способны денатурировать, 5) в
строении есть дисульфидные мостики.
|
||||
а) 1,2,3,4,5
|
б) 2,3,4,5
|
в) 1,3,4,5
|
г) 1,2,4,5
|
|
15. В клетках эукариот ДНК находится в: 1) цитоплазме, 2) ядре, 3) митохондриях, 4) лизосомах,
5) рибосомах.
|
||||
а) 1,2,3,4
|
б) 1,2,3,5
|
в) 2,3
|
г) 2,5
|
|
16. Какие законы сформулировал Грегор Мендель: 1) закон сцепленного наследования, 2) закон
единообразияF1, 3) закон расщепления признаков, 4) закон независимого
наследования признаков, 5) закон гомологических рядов.
|
||||
а) 2,3,4
|
б) 1,2,3
|
в) 1,2,3,4
|
г) 1,3,4
|
|
17. Выберите характеристики ІІІ закона Г. Менделя: 1) закон расщепления, 2) закон независимого
наследования признаков, 3) дигибридное скрещивание, 4) расщепление в
соотношении 3:1, 5) АаВв×АаВв.
|
||||
а) 1,3,4,5
|
б) 2,3,4
|
в) 2,4,5
|
г) 2,3,5
|
|
18. У человека сцеплены с полом следующие признаки: 1) дальтонизм, 2) гемофилия, 3) цвет глаз, 4) альбинизм,
5) кучерявость волос.
|
||||
а) 1,2,3,4,5
|
б) 3,4,5
|
в) 1,2
|
г) 2,3,4
|
|
19. Выберите характеристики мужских половых клеток –
сперматозоидов: 1) образуется большое
количество, 2) имеют длинный хвост, 3) мало питательных веществ в цитоплазме,
4) намного меньших размеров по сравнению с яйцеклеткой, 5) имеют акросому.
|
||||
а) 2,3,4,5
|
б) 1,2,3,4
|
в) 1,3,4,5
|
г) 1,2,3,4,5
|
|
20. Выберите формы полового размножения: 1) почкование, 2) деление клетки надвое, 3) партеногенез,
4) конъюгация, 5) отдельными частями тела (фрагментация).
|
||||
а) 3,4
|
а) 1,3,4
|
а) 2,3,4
|
а) 4,5
|
|
Часть
ІІІ.Тестовые
задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо
отклонить.
1. Плауны, хвощи и папоротники относятся
к высшим споровым растениям.
2.У можжевельника плод ягода.
3. Растения могут размножаться как
половым, так и бесполым путём.
4. Вольвокс – это многоклеточная зелёная
водоросль.
5. В процессе двойного оплодотворения у
цветковых растений участвуют два спермия.
6. Для представителей класса
Ракообразные характерно жаберное дыхание.
7. Земноводные получают кислород через
лёгкие и кишечник.
8. Характерной особенностью всех
млекопитающих является живорождение.
9. В строении шейного отдела
позвоночника у жирафа и крота одинаковое количество шейных позвонков.
10. У млекопитающих плохо развита кора
больших полушарий.
11. При тяжелой физической работе
температура тела может подниматься до 39 градусов.
12. Вены – это кровеносные сосуды, по
которым течёт только венозная кровь.
13. Для обеспечения нормального
свертывания крови необходимы только тромбоциты
14. Сердечные клапаны обеспечивают
односторонний поток крови из предсердий в желудочки, и из них в аорту и в
лёгочную аорту.
15. Люди, перенёсшие в детстве корь или
коклюш, обязательно заболевают этими болезнями повторно.
16. Фосфор входит в состав нуклеиновых
кислот.
17. Первичная структура белка имеет вид
спирали с одинаковыми витками.
18. Как правило, организм не синтезирует
витамины, а получает их в готовом виде извне.
19. Роберт Гук – это автор клеточной
теории.
20. В вакуолях растительных клеток
запасаются питательные вещества.
21. В половых клетках содержится набор
хромосом =n
22. Результатом овогенеза является
образование четырёх полноценных диплоидных яйцеклеток.
23. Гены одной хромосомы образуют
сцепление.
24. У человека женский пол по
хромосомному набору является гомогаметным.
25. У большинства раздельнополых
организмов пол будущей особи определяется в момент оплодотворения.
Часть
IV.Вам предлагаются тестовые задания, требующие
установления соответствия или последовательности.
1.
Установите соответствие между структурами или органами и организмом, которому
они присущи.
Орган
А.
ЧечевичкиЕ. Побег
Б.
Межклетники
Ж. Лёгочные мешки
В.
Полость тела
З. Генеративная почка
Г.
Жабры И.
Головогрудь
Д.
Устьица К.
Брюшная нервная цепочка
|
Организм
1.
Растения
2.
Животные
|
2.
Рассмотрите внимательно рисунок 1, на котором изображена система кровообращения
человека. В бланк ответов впишите названия структур, которые обозначены цифрами
1-8. Как называются элементы замкнутой сердечно-сосудистой системы,
обозначенные цифрами 9-10?
3.
Установите соответствие между названиями углеводов и их характеристиками.
Углевод
А.
Сахароза
Б.
Лактоза
В.
Мальтоза
Г.
Глюкоза
Д.
Крахмал
|
Характеристика
1.
Состоит из остатков глюкозы и фруктозы. Больше
содержится в сахарной свекле.
2.
Моносахарид – первичный источник энергии в клетке.
3.
Высокомолекулярный полисахарид. В больших количествах запасается в клубнях
картофеля.
4.
Состоит из глюкозы и галактозы. Источник энергии для новорождённых
млекопитающих.
5.
Состоит из двух молекул глюкозы. Входит в состав гликогена.
|
4. Установите
соответствие между видом генотипа и его характеристикой.
Генотип
А.
Гомозиготный
Б.
Гетерозиготный
|
Характеристика
1.
Образует два типа гамет.
2.
Наличие двух доминантных аллелей гена.
3.
Наличие доминантной и рецессивной аллели гена.
4.
Образует один тип гамет.
5.
Даёт расщепление признаков у потомков.
|
Часть V.Рассмотрите внимательно наследование комолости (безрогости) и рогатости у
коров.
По
предложенной схеме наследования определите:
1)
какой признак доминирует – комолость или рогатость;укажите, на основании какого
генетического закона вы определили доминантный и рецессивный признак;
2)определите
генотип Р, F1, F2;
3)какая
гипотеза позволила вам определить генотип Р;
4)
укажите, на основании какого генетического закона вы определили генотип F2;
5)
запишите схему скрещивания, используя традиционные генетические символы;
6)
определите, каких животных нужно скрещивать зоотехникам, чтобы в стаде иметь
минимум рогатых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий